пятница, 19 декабря 2014 г.

Идеализация

    Большинство людей склонны говорить о вещах, в которых не разбираются, распространять информацию, в достоверности которой не уверены,  цитировать фразы, в смысл которых ни разу не вдумывались по- настоящему. Ну вот, к примеру, выражение: "Быть самим собой." Что оно означает? Далеко не каждый человек знает себя. И, что примечательно,  не всем это дано априори. С древних времён человек является самой большой головоломкой, которую только можно вообразить. И конечно, нам легко "видеть других людей на сквозь". Видеть эти соринки в чужих глазах, и не замечать собственных брёвен. А как на счёт собственных проблем и заблуждений?..
    Да, самую большую загадку каждого человека представляет его собственная личность. Согласитесь- многое из того, что вам следовало бы поменять в себе, вы как раз и не замечаете. Странное высказывание. По крайней мере слово согласитесь, как- будто, не к месту. Давайте по- другому. Мне стоило бы изменить в себе те черты характера, привычки и манеры, которые я, большую часть своей жизни, не считал проблемными или создающими мне трудности. Я бы и сейчас не замечал ничего, если бы не особые обстоятельства, заставившие меня перечитать кучу специализированной литературы и провести много времени в изучении своей личности со всеми её слабыми и сильными сторонами. 
    Есть такое понятие, как отрицание, есть неспособность честно взглянуть на самого себя. Много терминов есть тесно связанных между собой смыслом и разделённых довольно тонкой гранью. Не хотелось бы вдаваться в условности называя "что то" "чем то". Простите за каламбур. Хочется обозначить искажённое видение человеком других людей, мира вокруг, и своей роли и значимости в этом мире. Назвать это можно таким термином, как идеализация. "Классическая" идеализация имеет не много иное определение, но раз уж пишу я о зависимости, то и использую я его в удобном мне контексте. И опишу я это понятие на примере, основанном на моём личном жизненном опыте. Не стану проводить аналогий между тем, что сказано выше и продолжением данного текста. Просто читайте. Всё просто на самом деле.
    Так вот. Я родился в самой, что ни на есть, обычной советской семье. Рос- рос... и вырос. В возрасте 14 лет я начал близко общаться с двумя парнями: одного знал ещё с детского сада и учились мы в одном классе. Второго я на тот момент недолюбливал из- за старых детских обид, к которым он, как ни странно, и не имел никакого отношения. Просто общался с человеком, на которого у меня была обида. Но не суть. Мой "давний друг" был парнем дерзким и сильным физически, так как с раннего детства серьёзно занимался восточными единоборствами. Мы не плохо знали друг- друга, ведь и жили по соседству, и учились в одном классе и отцы наши были хорошо знакомы. Мой "новый друг" относительно не давно приехал с семьёй из Армении. Кстати по- русски говорил он очень хорошо. Артур (так его звали) тоже был далеко не из пугливых и довольно "духовитым" пацаном. И как и Саня ("старый друг") тоже имел не плохую "физику" и "сильный удар".  Я же обладал ни устойчивой психикой, ни здоровьем. Так- обычный заурядный подросток. Да, у меня был свой набор характеристик и душевных качеств. Я был добрым, отзывчивым, готовым прийти на помощь, даже малознакомым людям; я был сентиментальным и ранимым; опять же- вовсе не обделен интеллектом. (Вообще, как мне кажется, в меня была заложена "программа Ботана"... ну или как то так... Но произошёл сбой.) Но те качества, которыми я обладал, не устраивали меня. Я хотел быть похожим на своих товарищей. И самое интересное, что по мере общения с ними, я начал думать, что я такой и есть. Я с высока смотрел на большинство людей вокруг меня. У меня сформировались суровый взгляд, вальяжная походка и надменное выражение лица. Многие, а главное- я сам, думали, что я суровый, жёсткий тип(но не все). Ну а как иначе? Мои друзья, их друзья и знакомые, знакомые знакомых... Все ровные пацаны. И я среди них. А ещё, что бы компенсировать отсутствие того самого боевого духа, я внушал себе, что я жестокий и беспощадный. Хотя, когда дело доходило до необходимости быть жестоким, я "терял экватор" и не мог понять- почему так? Я был в искреннем недоумении каждый раз, когда мои жалость к другим людям и природная доброта просто не позволяли мне "играть свою роль". Даже, когда мне было уже 24 года, я отправился служить на Кавказ по контракту. Чтобы доказать самому себе и всем окружающим, что я не пальцем делан. Ну и денег заработать конечно хотел. 
    Короче... суть той самой идеализации, о которой я говорю, заключается в моей неспособности видеть- какой я есть на самом деле, в неспособности понять, что и мир вокруг устроен не таким образом, что в нём обязательно нужно быть жёстким и бескомпромиссным (каковыми я никогда не был). Так же к идеализации относятся такие представления о себе, как "Первый парень на деревне" или об окружающем мире "Люди- волки..."
    Самое печальное во всём этом то, что теперь, когда мне нужно принять какое- либо решение, я часто теряюсь... не понимая, кому стоит позволить решать: себе- злому и кровожадному, которым я так и не стал, или себе доброму и сентиментальному, которым я перестал быть из- за нежелания быть таковым?
    Сейчас я работаю с этой проблемой: выясняю- какой же я на самом деле и учусь им быть. Тяжело, но возможно. 
    В конце хочу обратить внимание тех, кто думает, что знает себя, на следующие строки,написанные Франсуа Виньёном:

Я знаю мир — он стар и полон дряни
Я знаю птиц, летящих на манок,
Я знаю, как звенит экю в кармане,
И как звенит отточенный клинок.
Я знаю, как поют на эшафоте,
Я знаю, как целуют, не любя,
Я знаю тех, кто "за" и тех, кто "против",
Я знаю все, но только не себя.
Я знаю шлюх — они горды, как дамы,
Я знаю дам — они дешевле шлюх,
Я знаю то, о чем молчат годами,
Я знаю то, что произносят вслух.
Я знаю, как зерно клюют павлины,
И как вороны трупы теребят,
Я знаю жизнь — она не будет длинной,
Я знаю все, но только не себя.
Я знаю мир — его судить легко нам,
Ведь всем до совершенства далеко,
Я знаю, как молчат перед законом,
Я знаю, как порой молчит закон.
Я знаю, как за хвост ловить удачу,
Всех растолкав и каждому грубя,
Я знаю — только так, а не иначе.
Я знаю все, но только не себя .

Комментариев нет:

Отправить комментарий